12 родительских "заклинаний"

Статья о том, как родители передают своим детям собственные страхи, жизненные установки, сценарии, мировоззрение, ограничения и барьеры, и как выйти из лабиринта деструктивных напутствий.

Подробно их проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. 

Предписания (Послания)

"Предписания — это сообщения от родительского эго-состояния Ребенок, передаваемые вследствие обстоятельств их собственных болезненных проблем: несчастий, беспокойства, гнева, растерянности, тайных желаний. Эти сообщения в глазах ребенка могут выглядеть иррациональными, однако для передающего родителя они абсолютно рациональны." / Психотерапия нового решения. Теория и практика. Гулдинг М.М. Гулдинг Р.Л.

Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Вот список этих "заклятий"

1.  Не живи / Не будь

2.  Не делай 

3.  Не чувствуй

4.  Не сближайся / Не доверяй

5.  Не будь значимым / Не будь лидером

6.  Не будь ребенком

7.  Не будь взрослым 

8.  Не будь успешным

9.  Не будь собой 

10. Не думай / Не будь умным 

11. Не принадлежи

12. Не будь здоровым / Не чувствуй себя хорошо

Как ребенок получает послания

Часть из них говорится ребенку напрямую.

Часть является невербальными, и транслируется действиями и отношением к ребенку.

Еще один канал передачи - это сказки, рассказы, фильмы, которые содержат ту смысловую нагрузку, которую родители считают нужным донести до ребенка. 

Значимую долю посланий ребенок воспринимает, являясь свидетелем взаимодействий между членами семьи и слушая, как взрослые общаются между собой. Дети очень внимательны к тому, что происходит между взрослыми. 

Чаще родители передают такие предписания собственным детям неосознанно, движимые собственными страхами и эмоциональной болью.

Далеко не все переданные послания воспринимаются ребенком и принимаются к исполнению.

Во взрослом возрасте важно проанализировать и переосмыслить полученные и принятые от родителей послания, а так же, научиться общаться с детьми таким образом, чтобы как можно меньше деструктивных напутствий было передано в будущее. 

1. Первое и самое грозное послание: "Не живи / не будь".

Такое послание может транслироваться в том случае, когда появление ребенка совпало с трудными событиями - например, отец ребенка ушел, и мать вынуждена воспитывать его одна, не имея достаточной поддержки и материальных средств, или, став матерью, женщина не смогла осуществить что-то очень желаемое, например, сделать актерскую карьеру.. 

За посланием "Не живи / Не будь" стоит то, что если бы ребенок не появился на свет, родителю было-бы проще, легче, лучше. 

Во взрослом возрасте люди, столкнувшиеся с таким родительским отношением, нередко имеют хрупкое, как-бы сжимающееся и незаметное телосложение. Такие люди могут быть склонны к разного рода зависимостям, чрезмерно увлекаться виртуальными играми. Одним из характерных чувств является вина. Они чувствуют себя виноватыми, при этом не сделав ничего дурного, и часто, впоследствии, начинают совершать асоциальные поступки,  И тогда их чувство вины становится оправданным. Крайними негативными проявлениями личностных черт могут быть жестокость и садизм. 

Иногда такая директива от родителя может быть воспринята вполне буквально. В этом случае человек может выбрать опасные виды спорта, игнорируя пределы допустимого риска, или совершить суицид.

Примеры словесных посланий

"Лучше бы я сделала аборт"

"Как ты мне надоел"

2. "Не делай"

Такие послания даются тревожными родителями, которые живут с постоянным ощущением опасности, чувством страха. Они боятся за действия ребенка, боятся, что если он упадет, поранится, начнет плакать - им будет сложно с этим справиться. Из-за низкой сопротивляемости и высокой восприимчивости к стрессу, такие родители пытаются ограждать ребенка от действий, защищая, таким образом хрупкий баланс собственного эмоционального равновесия. Послание "Не делай" отдают и те родители, которые боятся независимости ребенка, не желая в будущем о отпускать его в самостоятельную жизнь. Это послание может транслироваться одновременно с "Не расти" и "Не думай".

Во взрослом возрасте люди, принявшие такое послание имеют сложности с реализацией своих идей, планов. Они много фантазируют, но не могут осуществлять.

Примеры посланий

"Дай я сделаю сама"

"Подожди я тебе помогу (в итоге сделав все за ребенка)

3. "Не чувствуй"

Такой набор посланий идет от тех родителей, которые избегают собственных чувств, не умея с ними справляться. В этом случае они не могут принимать и чувства своего ребенка.

Дети таких родителей много времени проводят в мечтах и фантазиях, соединяясь, таким образом с собственными чувствами в более безопасном формате. 

Во взрослом возрасте могут путать мысли и чувства, делать вид, что все хорошо и улыбаться, когда им плохо, скрывая истинные эмоции, нередко имеют трудности в получении  удовольствий, неудовлетворенность, внутреннюю скуку, апатию, депрессию.

Примеры посланий 

"Не плачь, ты будущий мужчина, а мужчины не плачут"

"Не злись, ты же девочка"

"Вырастишь - будешь хотеть, а сейчас делай то, что говорят"

4. "Не сближайся"

Такое послание исходит от тех родителей, которым трудно находиться в контакте с собой и эмоциональной близости друг с другом и другими людьми. Таким образом, быть в близости со своим ребенком, "вчувствоваться" в его переживания для них очень сложно. В таких семьях много манипулятивного влияния и контроля.

Во взрослом возрасте люди из таких семей могут иметь трудности с установлением контакта, проявлением искренности, самораскрытием, дружбой. 

Примеры посланий

"Лучшая подружка - это подушка"

".. Такой же обманщик, как и твой отец"

"Послушай подругу и сделай наоборот"

"Твой Петька никакой тебе не друг, зачем дал ему свою игрушку"

5. "Не будь значимым / лидером"

Это послание могут передавать те взрослые, которые боятся ответственности, принятия решений или 

авторитарные родители, основывающие свои отношения с детьми на подавлении. 

Такие родители не воспринимают ребенка как отдельную автономную личность, достойную, и имеющую право на уважение и собственное мнение. Такие родители не читают детям книги про героев.

В результате такого воспитания дети вырастают в подавленных взрослых, ощущающих свою беспомощность, зачастую, не умеющих брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения, отстаивать себя, иметь авторскую позицию в жизни.

Примеры посланий

"Тише едешь - дальше будешь"

"Инициатива наказуема"

"Ты кто такой, чтобы свое мнение иметь"

"Тебя вообще никто не спрашивает"

"Вырастишь - будешь говорить, а пока сиди молча"

"Родители лучше знают, как тебе надо"

6. "Не будь ребенком"

Такое "наследие" передают своим детям те родители, которым пришлось рано повзрослеть, или те, которые сами еще не стали по-настоящему взрослыми. Это послание нередко получают дети пьющих родителей. В таких семьях нередко возможно явление т.н. "парентификации" - когда дети меняются с родителями ролями.

Во взрослом возрасте люди, получившие такие послания, могу быть гиперответственными, берущими на себя ответственность за других людей. 

Примеры посланий 

"Хватит смотреть мультики, ты уже большой"

"Мы с тобой вдвоем со всем справимся"

"Что нюни распустил, как маленький"

7. "Не будь взрослым"

Оно исходит от тех родителей, которые находясь в слиянии с собственным ребенком очень боятся того, что ребенок вырастет, станет независимым и перестанет нуждаться в родителях. Поэтому, начиная с самого детства, родители делают так, чтобы во взрослом возрасте человек не смог отделиться и стать самостоятельным. Часто для этого могут использоваться финансовые рычаги и другие манипуляции. 

Вырастая в таких семьях, взрослые люди зачастую остаются "маленькими" и инфантильными. Их жизнь ориентирована на родителей, все решения они принимают совместно с родителями и опираясь на их мнение. Они как-бы живут не свою жизнь, а четко выполняют родительский план. 

Примеры посланий

"Ты у меня совсем еще малыш"

"Быть маленьким так хорошо, не спеши взрослеть"

"-Мама, я узе босой? 

 "- Глупыш мой, да какой же ты босой, ты у меня всегда будешь маленьким"

8. Восьмое послание: "Не будь успешным"

Такое послание могут давать те родители, в чьей семейной истории были трагические события, связанные с влиятельностью и благосостоянием. Например раскулачивание, расстрелы, конфискации. Также послание может исходить от тех взрослых, которые пробуя добиться успеха потерпели фиаско. Таким образом они пытаются уберечь своих детей от повторения собственных неудачных сценариев и разочарования.

Во взрослом возрасте люди, выросшие в семьях с такими установками, считают себя неспособными достичь успеха и самореализации в основном в социальных сферах. Они могут быть очень умными и образованными, при этом занимать рядовые, низкооплачиваемые должности и т.д.

Примеры посланий: 

"Будь как все"

"Высоко взлетишь - потом больно падать"

9. Довольно своеобразное послание: "Не будь собой"

Такое послание могут давать родители, ожидавшие ребенка другого пола. Например, если в семье ждали сына, а родилась дочь, родители покупают девочке брюки, машинки, коротко стригут, и воспитывают так, как будто это мальчик..

Второй вариант: когда родители воспринимают ребенка только таким, каким они хотят его видеть, например спортсменом, или музыкантом..

Во взрослом возрасте такие люди испытывают трудности с самоидентификацией, поиском себя, своего места в жизни. Они могут заниматься не интересующим их делом, связывать жизнь с нелюбимыми партнерами и вообще делать все "наоборот", так как их мысленные представления о том, какими быть сильно расходятся с ощущениями.

Примеры посланий 

"Почему ты бегаешь с палкой, девочки должны играть в куклы"

"Смотри как все детки бегают, а ты сидишь, иди поиграй с детишками"

"Что ты носишься с этими остолопами, сиди читай книги"

"Мы с папой думали будет мальчик, даже имя придумали - Сашенька и бантики голубые купили. Ты же у нас Сашенька?"

10. "Не думай"

Такие послания дают те родители, которые заранее решили за ребенка каким ему быть и чем заниматься в будущем, или, как и в случае с посланием "Не взрослей", те родители, которые боятся, что ребенок, став независимым, перестанет в них нуждаться. Нередко, такие родители считают, что жизнь ребенка целиком и полностью принадлежит им и не подразумевает самостоятельности. 

Во взрослом возрасте люди, принявшие такую директиву избегают опираться на себя, часто спрашивают совета, ждут указаний к действию.

Примеры посланий 

"Не умничай"

"Яйца курицу не учат"

"Мама лучше знает"

"Всегда слушай отца и делай как он говорит"

11. "Не принадлежи"

Это послание дается родителями, чьи ожидания от ребенка не оправдались и они считают, что ребенок "не в них", или родителями, которые вынуждено сменили принадлежность к социальной группе, национальность, веру, страну, город или социальный статус. Например, интеллигентная семья художника и оперной певицы переехала жить в сельскую местность, где на них смотрят косо.  

Во взрослом возрасте такие люди имеют сложности с самоидентификацией, выбором принадлежности к социальной группе.

Примеры посланий

"И в кого ты такой? У нас и в роду таких не было."

"Во дворе одна шпана, не надо с ними играть. Ты не такой, как они."

12. "Не чувствуй себя хорошо" / "Не будь здоровым"

Такие послания могут идти от членов семей, часто находящихся между собой в конфликте и использующих недуг ребенка в качестве фактора примирения.

Родители, дающие такое послание проявляют внимание, нежность и заботу к ребенку лишь когда он заболевает, таким образом они мирятся "вокруг" заболевшего ребенка и ребенок начинает болеть, чтобы поддерживать мир в семье. 

Примеры посланий

"Ты у нас такой слабенький, всегда болеешь. Папа тебя не бросит - правда папа?"

Как работать с усвоенными посланиями?

Нужно вспомнить или воссоздать и прочувствовать ситуацию, когда послание было воспринято, и из этого состояния принять новое конструктивное для себя решение, направленное на дискредитацию послания.

Выявить принятые директивы, нейтрализовать их влияние, лишить их силы и принять новое решение можно в работе с психологом, который сможет организовать процесс, в котором сам встанет на место давшего послание родителя, готового объяснить свои чувства, и принять новое решение от своего ребенка. 

Психолог
Раздел: Развитие личности